Полезное туристам

Искусство Древней Греции

Искусство Эллады вызывает восхищение немалого количества поклонников спустя многие столетия после упадка этого древнего государства. Можно утверждать без всяких сомнений – вся мировая культура развивалась и все еще развивается под влиянием принципов древнегреческого искусства, которое эволюционировало в течение десятков веков, формирующих три эпохи.

Названия этих эпох совпадают с историческими вехами Древней Греции, что говорит об их тесной взаимосвязи:

  • Древняя эпоха или архаика занимает период с 600 по 480 гг. до н.э. Тогда в Элладе господствовали дорийские племена, формировались высокоразвитые полисы. Кроме того, именно тогда союз древнегреческих государств отстоял независимость в войнах с персидскими завоевателями, что обеспечило относительно спокойное развитие культуры, искусств и социальных принципов.
  • Период классики включает Золотой век Эллады, а также время правления македонских правителей – Филиппа II его легендарного сына Александра Великого. С 480 до 323 года до н.э. Эллада достигла наибольшего расцвета и распространила светоч культуры далеко за пределы исконно греческих территорий. При этом искусство Эллады значительно обогатилось под влиянием культур покоренных народов.
  • Эпоха эллинизма продолжалась до 30 года до н.э., характеризуется упадком классического искусства и преобладанием внешних влияний, главным из которых является египетское направление. Закат искусства Эллады не указывает на его фактический конец и забвение. Древнеримская культура своими истоками происходит именно от греческих течений, образуя в совокупности с ними богатейший пласт мирового искусства, который принято называть античностью.

Искусство архитектуры

Древнегреческое искусство архитектуры характеризуется созданием великолепных храмов из известняка и белого мрамора. Первые сооружения относятся еще к периоду архаики – их величественные руины и сейчас доступны для обозрения современных туристов. По мере совершенствования строительных ремесел конструкция храмов приобретала более сложные формы, они становились возвышеннее и утонченнее.

Господствующие в определенный период племена создавали свои направления архитектуры.

В истории искусства Эллады можно выделить три основных стилистических течения – ионический, дорический и коринфский.

Дорическое направление возникло во времена архаики. Образчики строительного зодчества этого времени характеризуются простотой, приземистостью и мощностью конструкций. Именно тогда возникли так называемые дорические колонны – простые сооружения с вертикальными желобами, подчеркивающими их устремленность ввысь. Дорический стиль характерен для материковой Греции.

Ионический стиль возник сначала в Малой Азии, затем распространился по всей Элладе. Ионические колонны и храмы более нарядны и изящны, но еще отличаются относительной простотой. Самые поздние – коринфские – сооружения богато украшались растительными мотивами, статуями, вместо колонн часто использовались кариатиды – скульптурные изображения женских фигур. Афинский Акрополь и храм Парфенон – ярчайшие образцы архитектурного искусства Эллады коринфского периода.

Греческие скульптуры

Параллельно с искусством архитектуры активно развивалась художественная скульптура. Практически все изваяния имели тесную связь с эллинской мифологией и посвящались популярным тогда божествам. Сначала статуи изготавливались из мрамора, но впоследствии была освоена техника литья из бронзы, что позволило мастерам создавать сложные композиции, изображающие человеческие тела в движении и в разнообразных позах.

Древнегреческие скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий чаще всего создавали статуи божеств, обнаженных или полуобнаженных. Нередко героями художественных творений становились герои, победители олимпийских и других спортивных состязаний. В целом искусство скульптуры воспевало красоту гармонично сложенного человеческого тела. Древние статуи сегодня, возможно, покажутся холодными и скованными. Но в древности их украшали цветной росписью, золотым покрытием, слоновой костью, что заметно оживляло общий вид.

Скульптура и строительные сооружения часто следовали рука об руку – храмы украшались фризами и фронтонными композициями, статуями богов, причем можно было рассмотреть их с любой стороны – техника была изобретена гениальным древнегреческим мастером скульптуры Лисиппом.

Живопись

Искусство живописи Древней Греции дошло до наших времен в виде многочисленных изображений богов, мифологических сюжетов, битв, спортивных состязаний, которые чаще всего создавались на гончарных изделиях. Возвышенная красота изображений вазописи на красно- и чернофигурных предметах утвари происходила также из древних эпосов Гомера. Художники-керамисты, кроме того, изображали на вазах сюжеты из обычной жизни древних эллинов, что позволило историкам воссоздать быт и жизненные реалии того времени.