Социальный туризм – понятие новое для нашей страны, в то время как явление это существует уже достаточно долго. Израиль, например, финансирует программу, согласно которой каждый человек в мире, являющийся евреем, может претендовать на однократное бесплатное посещение Святой Земли, то есть исторической родины.
У жителя России определение «социальный», как правило, ни с чем позитивным не ассоциируется. С чем же это связано?
В первую очередь с тем, что разного рода «социальные» инициативы оплачиваются неким абстрактным обществом, а в случае социального туризма – государством.
Изменить сложившуюся ситуацию сможет социальное предпринимательство развитию которого способствует фонд региональных социальных программ «Наше будущее» http://nb-fund.ru/ — специально организованная некоммерческая организация. Рекомендуем начинающим предпринимателям, не безразличным к социальным проблемам, обращаться в этот фонд, тем самым вы не только поддержите социально значимый проект, но и получите ощутимую поддержку от фонда в развитии бизнеса.
В нашем отечестве целевой аудиторией социальных программ обычно являются наименее защищенные категории граждан, или «льготники»: сироты и дети из неблагополучных семей, инвалиды и пенсионеры, а также школьники.
Неоспоримым преимуществом социального туризма является низкая цена путёвки. Но чудес, увы, не бывает, и социальному туризму гораздо больше свойственны недостатки, нежели достоинства. Сказать по правде, даже самый ординарный тур в Анталью в этой связи выглядит привлекательнее, чем бюджетное путешествие на автобусе по Золотому Кольцу.
Итак, среди недостатков этого вида туризма первым делом стоит назвать равнодушное либо враждебное отношение к клиентам и крайне неудовлетворительное качество сервиса. Удобства максимально ограничены: клиентам предоставляются только дешевые гостиницы и старый транспорт.
Более того, учащихся нередко принуждают по окончании поездки «отработать» на благо «альма матер», то есть навязывают дополнительные обязательства. Инвалидов и пенсионеров, понятно, не заставляют делать ничего подобного, зато для них предусмотрена урезанная страховка.
И наконец, для социальных туристов не предусмотрено никакой более-менее развитой инфраструктуры. В конце концов, рассуждают организаторы, все эти категории граждан не настолько платёжеспособны, чтобы заказывать экскурсии, покупать сувенирную атрибутику и всячески развлекаться, а значит, инфраструктурой можно пренебречь. Хотя сельский туризм, например, очень развитой инфраструктуры и не требует.
Таким образом, социальный туризм представляется явлением малопривлекательным. Но в Советском Союзе он естественным путём образовался благодаря профкомам, которые практически бесплатно направляли перспективных работников в местные санатории и на черноморские пляжи. Пионерские лагеря также лежали в основании этой традиции.
Современный социальный туризм уже не столь сильно связан с профсоюзами. Сейчас он зиждется на всевозможных грантах, программах «развития и содействия», откатных схемах и культурном обмене.
Автор этой статьи не понаслышке знает об особенностях социального туризма, так как сам изведал его прелести. В рамках программы, учрежденной Министерством Образования одного из регионов, он отправился «обмениваться опытом» со студентами из университетов Чехии. Поездку можно было назвать бюджетной и познавательной, но ни о каком обмене опытом речи не шло, поскольку ни одной из сторон он не был нужен. Автор полагает, что эта акция, тем не менее, основательным образом поправила финансовое положение её организаторов, в чём и заключался её социальный смысл.