Полезное туристам

Мифы Древней Греции

Первое представление о Греции человек получает чаще всего, знакомясь с ее мифологией, и это происходит еще в ранние школьные годы. Перед читателем открывается удивительный мир богов, титанов и героев, ужасных чудовищ, волшебных животных, растений и даже неодушевленных предметов.

В этом мире когда-то жили древние эллины, сосуществуя бок о бок с небожителями, вступая с ними в конфликты или соглашения, заводя с ними дружеские отношения и даже заключая браки. Для каждого современного человека эти знания важны, поскольку греческая мифология прочно и глубоко проникла в культуру людей, являясь, по сути, основой всей европейской цивилизации.

Древнегреческие мифы возникли или, по крайней мере, дошли до наших дней с периода архаики. Тогда каждое поселение или полис поклонялись своим божествам, причем это поклонение включало множество понятий, подчас бессвязных и противоречивых. Нередко одно и то же божество воспринималось жителями разных регионов в совершенно противоположном смысле. Можно составить целый список небожителей, которые были известны всей Элладе, но отношение к каждому из них у жителей разных областей Древней Греции было неоднозначным.

Ранняя мифология

В представлении древних греков, живших в архаический период, все мироздание было создано из Хаоса. Именно из него сначала возникли титаны, олицетворяющие собой стихийные, необузданные силы природы. Одновременно с ними появились циклопы и гекатонхейры – многорукие и многоголовые гиганты. Титаны Земля (Гея) и Небо (Уран) породили Время (Кронос), Ночь (Нюкту), Океан, Зарю (Эос). А от них произошли День, Звезды, Солнце и другие небожители. В сознании древних эллинов так были обозначены неизмеримые и недоступные для полного понимания явления.

Так же, как и в мифологии других народов, у греков все природные явления подчинялись определенной цикличности. Причем, главными составляющими постоянно меняющихся внешних условий были «рождение» и «смерть», а затем — «возрождение».

Кронос

Кронос

Так, согласно мифологическим записям, Уран, бывший тогда верховным владыкой мироздания, был свергнут сыном – Кроносом, титаны были заключены в чреве матери-Земли, а циклопы и гиганты свергнуты в мрачный Тартар. В последующем сам Кронос вновь был свергнут с верховного престола другим поколением богов – светлыми олимпийцами, во главе которых встал Зевс-громовержец.

По мере развития греческого общества пантеон богов пополнялся новыми представителями, которые становились все ближе к обычному человеку. Уранические (небесные) божества постепенно уступили место хтоническим (подземным) – при этом в сознании древних людей они мирно сосуществовали и делили мир, властвуя каждый своей сфере. Хтонические боги – Аид, Деметра, Дионис, Персефона – отвечали потребностям эллинов в защите от более близких, повседневных жизненных явлений. Духи предков, например, могли обеспечить покровительство или навредить, поэтому могилы умерших устраивались близко от жилищ, чтобы можно было поклоняться им и контролировать их.

Земледелие, скотоводство и виноградарство целиком зависели от необъяснимых сил природы, ведь урожайные годы нередко сменялись голодом. Появлялись новые божества, которые требовали даров, и греки всеми силами старались умилостивить их, настойчиво и неутомимо добиваясь удачного поворота в своих земных делах.

Мифология эпохи классицизма

Развитие ремесел, искусства, появление новых технологий способствовали еще большему сближению божественного и земного.

Богиня Афина

Список уранических и хтонических божеств пополнился новыми – ойкуменическими или земными небожителями. Так появились Афина – сначала она воспринималась греками, как богиня-покровительница ткацкого мастерства, рукоделия. Позднее она стала предметом поклонения земледельцев, выращивающих оливковые деревья, а еще позднее Афина выросла в сознании эллинов, как приносящее победу, могущественное божество главного греческого полиса.

У каждого города-государства появился свой защитник – в честь него сооружались храмы, устраивались празднества, состязания, игры, проводились различные ритуалы, жертвоприношения. Эллины советовались с богами перед серьезными начинаниями, принося им дары, испрашивая у них позволения для удачного начала и завершения своих дел. По сути, боги жили рядом с обычными людьми, участвовали в политике и войнах, сердились, влюблялись, поощряли любимцев или наказывали неугодных.

Боги дружили с избранными представителями рода человеческого, люди выдавали за них своих дочерей. От этих браков рождались герои – полубоги, могучие, прекрасные существа, подобные самим небожителям, но при этом не обладавшие бессмертием. Герои принимали участие в битвах, выбирая ту или иную сторону. Их поддерживали боги Олимпа или выступали против них.

До нас дошло великолепное литературное наследие Эллады – гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», где подробно описаны перипетии взаимоотношений богов, героев и обычных смертных людей.

Именно глазами героев эллины представляли себе подземное царство мертвых, путешествовали с ними в неизведанные дали, сражались с чудовищами, вступали в спор с олимпийцами и нередко побеждали самих бессмертных небожителей. Вера древних греков была при этом светлой, поскольку сами боги любили смеяться и веселиться, были подвержены понятным человеку страстям, влюблялись, страдали, огорчались.

Мифология эллинизма

Самый поздний период греческой античности характеризуется постепенной утратой обычных классических представлений. На смену им пришли веяния с востока – Малой Азии, Египта. В мифологии появились новые герои, новые боги, которые уже не были так близки к людям. Более холодные Осирис, Исида, Митра занимались больше своими проблемами, а на людскую жизнь смотрели несколько свысока. Герои остались в легендах, а зыбкость, неустойчивость земного существования проявилась в виде отдаления от небожителей, страхом перед ними, преобладающим над любовью, восхищением и преклонением.

Древнегреческие мифы позднего периода отражают постепенный упадок культуры, морального духа тогдашних людей. Кроме того, существенной высоты к тому времени достигла наука, поэтому многие неосознанные представления и выдумки сменились определенными понятиями. Древнейшие мифы и легенды постепенно начали восприниматься, как литературное творчество, полное символизма. Понятия и символы древних греков активно используются и по сию пору. Ведь практически невозможно постичь мировую литературу, не зная эллинской мифологии.

Мифы древних римлян, их верования, понятия и представления о мире, по сути, продолжили древнегреческие легенды. Почти все римские божества заимствованы у греков, даже некоторые герои перекочевали к римлянам из эллинской мифологии.

Античность в сознании современного человека неразрывно связана с представлениями эллинов, а позднее и римлян. Все искусство – храмовая архитектура, скульптура, живопись и вазопись, риторика, поэзия и многое другое – основаны на мифологических сюжетах. Эпоха античности давно осталась позади, но его отголоски все еще слышны в современном мире – практически любое светлое творческое начало имеет основание в виде мифов и легенд Эллады.