Религиозные верования древних греков во многом связаны с историческими эпохами, в которых они проживали. Представления эллинов о природе, о жизни, человеческой деятельности и даже государственности нашли отражение в политеизме – вере в целый пантеон богов и богинь.
Рассказы о бессмертных божествах, титанах и героях, объединенные в понятие эллинской мифологии, впервые появились примерно в 7 веке до н.э. Свидетельством этому является «Теогония» древнегреческого поэта Гесиода – здесь он довольно пространно изложил космогоническую теорию происхождения мира и олимпийских богов.
Титаны, боги и герои
Гесиод представил в своем произведении основной божественный пантеон, указал на генеалогические связи между его отдельными представителями. Самыми первыми божествами были Земля-Гея и Небо-Уран, которые породили могущественных титанов, захвативших власть на земле. Здесь прослеживается связь с верованиями архаических греков – фетишизмом, тотемизмом, преклонением перед духами предков.
Титаны были быстро свергнуты олимпийскими божествами, во главе которых стоял Зевс – повелитель неба и земли. Четко указана божественная иерархия. Зевсу подчинялись все остальные боги и богини, которые, в свою очередь, имели целый сонм более мелких божеств под своим началом. Так, Посейдону были подвластны все небожители, управляющие океанами, морями, реками и другими водными стихиями. Аид ведал подземным царством мертвых, Деметра отвечала за плодородие земли и смену времен года, Гера – супруга Зевса, ведала брачными взаимоотношениями.
Всем богам придавались качества людей, т.е. они были антропоморфны. Живя в непосредственной близости и даже среди людей, боги вступали с ними в общение, заключали с ними договора и даже имели сексуальные контакты, от которых рождались полубоги или герои. Могущественные дети богов и людей, однако, были смертными, но все же глубоко почитались древними греками.
По мере развития ремесел и искусства пантеон богов пополнялся новыми представителями, причем каждый из них отвечал за определенный вид деятельности человека.
Так, Артемида – богиня-охотница, Аполлон – бог искусства, Афина – первоначально отвечала за рукоделие и ткацкое производство, а Дионис – за виноделие. В дальнейшем у каждого города-полиса появился свой покровитель, которому преимущественно поклонялись его жители. В честь основного божества сооружались храмы, учреждались празднества и обряды.
Верования и жизнь
В теснейшей связи с религиозными убеждениями древних эллинов находилась их повседневная жизнь. Для людей того времени характерен фатализм, причем религия имеет скорее внешний характер проявлений, тогда как внутри греки были довольно наивны и суеверны. Каждый свой шаг они соизмеряли с мнимыми желаниями или запретами олимпийских богов, старались умилостивить их щедрыми дарами перед каким-либо серьезным начинанием.
Афинский Акрополь был местом паломничества многих греков – ведь здесь были возведены Эрехтейон и Парфенон в честь богини Афины, а также имелся небольшой храм, возведенный в честь богини победы Ники, которой также придавалось немалое значение, особенно в делах государственного характера. Большой популярностью пользовался храм в Дельфах или Дельфийский оракул, где веками осуществлялись различного рода гадания и обряды, посвященные Аполлону – целый сонм жрецов служил своему божеству, помогая людям обрести уверенность в будущем или защититься от опасных неожиданностей.
Древнегреческий театр возник благодаря вере людей в бога Диониса – в его честь эллины устраивали песнопения, пляски, представления – трагедии, комедии. Истоки греческой поэзии лежат в их религиозных убеждениях – первые оды и гимны были сложены в честь олимпийских богов и героев.
Спортивные состязания, которые очень любили древние греки, имели вид празднеств, посвященных тому или иному божеству. Так, Олимпийские игры – проводились с 6 века до н.э. в честь Зевса-громовержца. Пифийские игры в Дельфах посвящались Аполлону – раз в 4 года эллины состязались не только в физическом совершенстве, но и в музыке и пении. Истмийские игры в Коринфе проводились в честь морского бога Посейдона раз в два года.