Музыкальное наследие Греция получила от своих древних эллинских предков, которое в дальнейшем переросло в религиозные молитвенные литургии и песнопения Византии. Каждый мотив и песенный сюжет имеет особые исторические корни, связанные с определенными событиями или периодами, охватывавшими десятилетия и даже столетия. Нередко музыка, песни и танцевальные композиции создавались представителями трудовых артелей, которые использовали их во время своих профессиональных празднеств.
Музыка эпохи греческой античности
Само слово «музыка» является производным от «муза» — так называли легендарных спутниц бога искусств Аполлона. Согласно древнему мифологическому сюжеты, именно музы дали начало поэзии, танцам и даже науке. Невозможно представить себе Древнюю Грецию без музыки, исполняемой тогда на арфах или кифарах, с танцами хороводом, который исполнялся мужчинами и женщинами разного возраста и социального положения.
Ни одно празднество не обходилось без ритуальных песнопений в честь какого-либо божества, которое сопровождалось приношением даров и жертв, сочинением од и гимнов. Так, дифирамбы – хвалебные песнопения в честь бога Диониса – проводились в Дионисии – сельские или городские празднования с театральными представлениями, жертвоприношениями, танцами.
В мифологии встречаются яркие образы музыкантов – Орфей, Марсий, Филамон, эпические поэмы также воспевают музыкальное искусство и пристрастия эллинов. До нас дошли также труды древнегреческих ученых – например, Пифагор описал особые акустические закономерности, которые лежат в основе современной музыкальной теории. Известны также трактаты Аристотеля, Платона, Аристоксена и других философов, которые придавали большое значение музыке и музыкальным знаниям в формировании этики древнего эллина.
Византийская музыка
Конец эпохи античности привел к тому, что Греция стала центром византийской культуры – не менее значимой в культурном отношении для всей европейской цивилизации. Языческие верования сменились христианской религией, и именно на этом основано дальнейшее развитие греческой музыки. Основной формой исполнения при этом стали литургические песнопения, древнейший вид которого – речитатив и псалмопение – были заимствованы у иудеев.
Позднее литургии дополнились исполнением гимнов, посвященных христианским празднованиям. Чаще всего гимны исполнялись специальными певчими и хорами в появившихся в то время монастырях и соборах, самыми крупными из которых являлись Судитский монастырь в Константинополе и монастырь Святого Афанасия на горе Афон.
Фольклорная музыка Греции
Самый большой вклад в музыкальную культуру Греции внес, конечно же, ее народ. Еще в эпоху византийского господства простые люди слагали собственные песни, исполняя их в обычной повседневной жизни, сопровождая их танцами, чаще имеющими групповой характер. Кроме того, излюбленным времяпрепровождением для людей было исполнение или слушание баллад с историческими или эпическими сюжетами.
Бытовые песни – колыбельные, свадебные, шуточные, застольные, любовные пользовались большой популярностью в народе. Большинство исторических композиций появились в период османского ига, которое продлилось почти три столетия. Византийская государственность пала под натиском турецких завоевателей, а сами греки были низведены до положения рабов. Именно в это время были сложены песни и мелодии, воспевавшие свободу, независимость, проникнутые надеждой на освобождение и жгучей ненавистью к врагам.
В греческой музыке этого периода явственно прослеживаются восточные мотивы, но сами греки не желают этого признавать. Турецкое иго, начавшись в середине 15 века, продлилось до начала 19 столетия, поэтому нетрудно понять, насколько глубока была неприязнь простых людей к завоевателям и навязываемой им чуждой культуре.
Песни и танцы греческих партизан – зейбекико, рембетико, сиртос, сиртаки – исполнялись группой и отличались особой ритмичностью. Большинство мелодий – танцевальные.
Танец – душа греческого народа, до сих пор принято испытывать чужестранца приглашением к танцу – именно на отношении к танцевальным ритмам строится суждение о нем, как о своем или чужом.
Греческие песни воспевают практически все стороны жизни: это и танец мясников – хасапико, цифтэтэли – мелодия и танец с восточными мотивами, напоминающий танец живота – исполняется в паре мужчиной и женщиной и изображает любовные отношения; сиртос – ритмичная мелодия с хороводными танцами, исполняется на каждой греческой свадьбе. Песни о любви, о труде, о свободе уходят истоками в глубокую древность, но до сих пор любимы греками и сопровождают каждый миг их жизни.