По убеждениям древних греков, прекрасное тело – вместилище не менее прекрасного духа. Именно это представление лежало в основе создания великолепных статуй, которые имели вид отдельных или групповых композиций, изображали человека, животных, растительные элементы или украшали храмы в виде фронтонных групп и барельефов. Термин «калокагатия», возникший в эпоху греческой античности, означает сочетание прекрасного с добрым – именно на этом базируется древнегреческое искусство скульптуры.
Первые образцы скульптурного мастерства, дошедшие до наших дней, датируются 6 столетием до н.э. В период архаики статуи имели симметричное строение – одна половина тела изображенного человека являлась зеркальным отражением другой. Фигуры имели скованные позы, без малейшего намека на движение. Единственным оживляющим элементом были раскрытые в легкой улыбке губы, но мускулистые тела представлялись неподвижными и мертвыми.
Классический период истории Эллады характеризуются расцветом всех видов искусства, в том числе художественной скульптуры.
Целая плеяда выдающихся мастеров создала свои самые лучшие творения именно в эту эпоху. Возникали скульптурные школы, которые воспитывали поколения художников, каждое из которых привносило нечто новое в свои произведения, совершенствуя мастерство учителей.
Мастера эпохи классицизма
Знаменитые скульпторы классического периода древнегреческой истории владели основами математики – каждая статуя создавалась с учетом определенных численных соотношений – пропорций, характерных для человеческого тела в самых разнообразных позах. Основываясь на алгебраических вычислениях, известный скульптор Поликлет создал своего «Копьеносца».
Поликлет жил в 5 веке до н.э., и в его работах нет той скованности и неподвижности, присущей ранним скульптурным творениям эпохи архаики. Художник изобразил «Копьеносца», как совершенное в физическом отношении тело человека в непринужденной, расслабленной позе. Вес тела перенесен на одну ногу, а вторая свободно отставлена в сторону. Мускулистая рука приподнята и поддерживает копье, прислоненное к плечу.
Современник Поликлета – Мирон – творил еще более смелые произведения. Его статуи изображают человека в момент активного напряжения. Так, «Дискобол» — это молодой юноша, который вот-вот бросит диск. Его тело изогнуто перед сильным пружинистым толчком и, кажется, еще немного, и он распрямится, стремительно выбросив руку с диском вперед.
Гениальный скульптор эпохи классицизма Фидий жил и творил в Афинах. Именно он создал величественные композиции в Парфеноне. К сожалению, большая часть его произведений дошла до наших времен лишь в виде рисунков и чертежей. Но даже по ним можно понять масштабность и красоту творений выдающегося мастера. Статуя Афины Парфенос была разграблена и разрушена еще в период античности, но в свое время она потрясала воображение многих людей. Это была скульптура, отлитая из бронзы. Снаружи голова, шея и руки прекрасной женщины были покрыты слоновой костью, а волосы, одеяние, шлем и щит – золотыми пластинами.
Фидий создал немало других изображений греческих божеств. Так, статуя Зевса для храма в Олимпии была изваяна именно Фидием и богато украшена слоновой костью и золотом. Все творения мастера создавались под влиянием понятия «калокагатии», т.е. прообразом для изображений олимпийских богов служили идеально сложенные люди, в совершенстве владеющие своими телами. Работы скульптора были настолько великолепны, что породили немало завистников, которые настроили общественность афинского полиса против мастера. Фидий прожил короткую жизнь – он был подвергнут несправедливым гонениям и, в конце концов, казнен.